Подробное описание задач хакатона "ROBOCON#4"
Health net
03-05 сентября / г.Екатеринбург
Результатами хакатона должны стать принципиальные технологические решения, которые должны лечь в основу сформулированных заданий на дальнейшую проработку перспективной продукции в области медицины.
Цифровизация распространяется с оглушительной скоростью и охватывает новые отрасли. Не отстает от тенденций времени и медицина, в которой в последнее время произошли буквально тектонические ИТ-сдвиги: ЕГИСЗ, непрерывное медицинское образование и, наконец, закон о телемедицине, который вступил в силу 1 января 2018 г.
Отрасль меняется очень быстро. Разнообразные электронные сервисы, справочники, приложения и просто онлайно-источники информации приходят на помощь и врачам и пациентам. Изменения инициированы сразу с нескольких сторон. Драйверами цифровизации выступает государство, врачи и медицинские работники.
ТЕЛЕМЕДИЦИНА И УДАЛЕННАЯ ПОМОЩЬ
TeleHealthcare

В данное направление внесено несколько концептуальных задач, решение которых может быть представлено в виде конкретных устройств и решений для телемедицины, алгоритмов предиктивной аналитики, систем и структур хранения данных, решений обмена данными с учетом безопасности и минимизации потерь и времени передачи.

SMART HOSPITAL— это большая информационно-аналитическая система, которая включает в себя ряд функциональных подсистем, способных решать следующие задачи:

  • Электронная медицинская карта, позволяющая пациенту отслеживать в режиме онлайн процесс лечения и/или получать консультации специалистов, а также персональные рекомендации по здравоохранению
  • Мониторинг локации персонала медицинских центров в режиме реального времени для оперативного оказания экстренной медицинской помощи
  • Визуализация показателей пациентов за счет интеграции персональных устройств с информационными системами медицинских центров для удаленного контроля жизненных показателей
  • Внедрение системы управления потоками пациентов для эффективного отслеживания статуса пациента, местоположения и графика лечения, а также прогнозирования возможных рисков, связанных с текущим состоянием пациентов
  • Системы оповещения персонала, работающей на основе данных, получаемых с персональных устройств контроля состояния пациента
  • Автоматизация пополнения запасов лекарств и предиктивный анализ необходимого уровня запаса препаратов и расходных материалов
  • Сбор данных и контроль состояния среды внутри медицинского центра, в том числе температуры, влажности, давления и т. д.
  • Внедрение системы контроля активов медицинского центра для контроля состояния и необходимости ремонта в режиме реального времен

Телемедицина: медицинское консультирование.
Круглосуточное телемедицинское консультирование лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) 3-го уровня, при помощи федеральной телемедицинской сети ЕГИСЗ, в том числе в рамках выполнения функций НМИЦ по профилю кардиология и ангиология, с выполнение следующих задач:
— Разработка методических рекомендаций и документов для определения ситуаций, требующих обязательного телемедицинского консультирования с последующим включением в рекомендации и протоколы ведения по соответствующим нозологиям высокого риска:
•Сердечная недостаточность;
•Артериальная гипертензия;
•Сахарный диабет, тип 2;
•Беременность высокого риска;
•Педиатрия,
•Послеоперационное наблюдение.
— Оптимизация маршрутизации пациентов, с отбором больных требующих лечения в региональных ФЦ или НМИЦ .
— Расширение и стандартизация заочного консультирования пациентов, экспертной оценки («второе мнение») по медицинским документам.

Телемедицина: образовательная деятельность
Системы образовательной деятельности способные работать в следующих возможных режимах:
-Врач-врач телеконсультации, дистанционная учебная операция.
-Дистанционные образовательные проекты по профилям, в том числе в рамках функций НМИЦ.
-Дистанционное повышение квалификации медицинских работников, включая:
Осуществление клинических разборов сложных случаев, анализ историй болезни (клинический аудит);
Проведение виртуальных обходов в отделениях АиР при необходимости «точечного» повышения квалификации медицинских работников или ее мониторинга.

-Организация селекторных совещаний с ЛПУ регионов, в том числе с целью уточнения потребности в тематике образовательных проектов на местах, а также доведения до специалистов регионального уровня новой информации и методиках, научно-исследовательских проектах и апробациях.
МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Medical information systems
В данной задаче выделяется два основных направления: интегрированная медицинская карта и электронная история болезни.

Интегрированная электронная медицинская карта должна представлять собой носимый физический объект, который является единым информационным ресурсом, позволяющим оперировать личными данными пациентов, а также обмениваться такими данными с другими медицинскими учреждениями для составления, учета и хранения медицинской информации.
Карта хранит в себе медицинскую информацию, которая накапливается в течение всей жизни пациента: персональные данные, вакцинации, результаты функциональной диагностики, лабораторные исследования, фиксирует все посещения врачей, результаты осмотров, назначения врачей и т. д.
Данные должны быть защищены от несанкционированного использования и изменений.
Кроме этого карта должна соответствовать регламентирующему документу ГОСТ Р 52636-2006 «Электронная история болезни. Общие положения».

Электронная история болезни.
С начала 80-х годов прошлого века электронные истории болезни признаны успешной новаторской технологией. В последние же десять лет, как организаторы здравоохранения, так и ряд политиков во всем мире, начали активно пропагандировать идею о необходимости реформирования системы информационных технологий в здравоохранении.
На западе в этом направлении уже достигнуты значительные результаты. В США сейчас различные медицинские информационные технологии столь прочно вошли в жизнь людей, что заявление лечебного учреждения «извините, но мы не используем электронные истории болезни», пациентом будет воспринято так же, как если бы, например, продавец в магазине заявил «извините, но мы не принимаем наличные».
Россия, безусловно, катастрофически отстает в этом вопросе, тогда как электронные истории болезни открывают широчайшие перспективы для совершенствования системы здравоохранения и для повышения качества оказания медицинской помощи.
Электронная история болезни должна:
  • Снимать с врача необходимость заниматься бумажной рутиной, у него появляется возможность больше времени уделять пациенту, всецело посвящать себя тому, что является его профессией: лечить людей.
  • Упрощать процессы, связанные с получением и сортировкой медицинской документации, её хранением.
  • Помогать компилировать и анализировать данные о качестве оказываемой медицинской помощи, сделанных назначениях, проведенных медицинских процедурах, исходах лечения, и, что немаловажно, затратах и прибылях. Также они предоставляют возможность сбора и анализа эпидемиологических данных, для ведения медицинской статистики.
  • Упрощать сбор и анализ данных необходимых для проведения различных исследований.
  • Автоматизировать процесс выявление части закономерностей, которые могут стать основой для научных открытий.
  • Снижать временные затраты на выписку лекарств, с возможностью применение цифровых рецептов, передаваемых в аптеку по защищенным электронных каналам связи.

МОБИЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ СЕРВИСЫ
mHealth


По оценке исследований Ericsson Mobility Report, к 2020 году в мире будет более 6 млрд пользователей смартфонов и ими будут пользоваться 70% населения Земли. Какие перспективы открываются в связи с этим для информатизации здравоохранения? Превратятся ли мобильные технологии и устройства в помощников врачей и пациентов?

Специалисты компании Gartner отвечают на этот вопрос утвердительно: в десятку самых востребованных мобильных приложений (аппов), которые войдут на первый план, они включили дистанционный мониторинг здоровья пациентов, позволяющий медицинским учреждениям снижать расходы на работу с пациентами с хроническими заболеваниями.

Аналитики исследовательского центра Manhattan Research обращают внимание на другой аспект и полагают, что именно мобильные технологии смогли сделать то, чего не удалось достичь «стимулированием, подталкиванием и уговариванием» врачей, а именно – вызвать у них реальный, а не показной интерес к медицинским информационным технологиям.

Таким образом, можно констатировать, что рынок мобильных технологий для медицины и здравоохранения находится в своеобразной точке перелома. С одной стороны, эти технологии достигли той степени зрелости, которая позволяет активно использовать их и в профессиональной деятельности врачей, другая сторона находится в распоряжении у пациента на его мобильном устройстве.

В России принята государственная программа развития и модернизации здравоохранения, в рамках которой отдельное внимание уделяется вопросам информатизации этой отрасли. План информатизации здравоохранения синхронизирован с общей программой развития здравоохранения до 2020 года.
В рамках программы реализуются и планируются следующие сервисы:
  • Электронная запись на прием к врачу через единую систему записи на портале госуслуг;
  • Электронная медицинская карта;
  • Электронный рецепт;
  • Регистр высокотехнологичной медицинской помощи в электронном виде
  • Электронная медицинская библиотека;
  • Телемедицинские консультации, системы видеоконференцсвязи;
  • Дистанционный мониторинг и скрининг больных с хроническими заболеваниями;
  • Сервис личный кабинет пациента.
На данный момент мобильные приложения, интересные рынку, можно разделить на несколько групп:
  • Сбор и сохранение различных медицинских метрик пользователя (пульс, давление, работа сердца, сон и т.д.);
  • Фитнес-приложения (комплексы упражнений, контроль выполнения);
  • Приложения для ведения здорового образа жизни (диетология, подвижный образ жизни, советы и т.д.);
  • Приложения для напоминания о приёме лекарств и хранения медицинской документации (например, Medical Note);
  • Приложения для людей, страдающих определенной болезнью;
  • Приложения для взаимодействия с медицинским центром или клиникой.

В рамках хакатона будут рассмотрены любые мобильные медицинские сервисы, встраиваемые в единую цифровую систему здравоохранения и позволяющие решать стратегические задачи развития здравоохранения страны, указанные выше.


АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ СЕРВИСЫ
Health Analytics


Особое внимание современная медицина уделяет профилактике и лечению тяжелых хронических заболеваний. Это заболевания сердца, эндокринной системы, пищеварительной, репродуктивной системы и так далее. Часто в таких случаях важно не просто лечение, а строгое соблюдение режима, а также постоянный мониторинг состояния больного. Для этого в медицину внедряются современные цифровые технологии, которые не просто позволяют отслеживать в реальном времени жизненные показатели человека, передавать их в медицинские учреждения для анализа и контроля, а так же определять в автоматическом режиме возникновение экстренных ситуаций.
В рамки хакатона вынесены три основные направления развития подобных систем:
- разработка систем и технологий для формирования программно-аппаратного комплекса "Акушерство и неонатология" для автоматизации и мониторинга акушерско-гинекологической службы;
- разработка систем и технологий для формирования программно-аппаратного комплекса мониторинга сердечно-сосудистой системы;
-разработка систем и технологий для создания устройств цифрового ввода рентгенологических исследований.
Основные функциональные и структурные особенности предполагаемых систем представлены в виде инфографики ниже.
Made on
Tilda